Стратегия с нулевым эффектом


29.01.2018 Facebook Twitter LinkedIn Google+ Новость



Стратегия с нулевым эффектом | Любая дорога всегда — территория повышенной опасности. ФОТО Анны БЕЛКИНОЙ/ИНТЕРПРЕСС

Любая дорога всегда — территория повышенной опасности. ФОТО Анны БЕЛКИНОЙ/ИНТЕРПРЕСС

Давно известно, что в России две беды — дураки и дороги. Но есть еще более смертоносное сочетание — это дураки на дорогах. Статистика безжалостна: в нашем городе только за первую неделю января было зарегистрировано 35 ДТП с тяжкими последствиями. В результате 5 человек погибли, 32 получили ранения различной степени тяжести. Четверо из пострадавших — дети. Такое впечатление, что никакие драконовские штрафы нашему автолюбителю не страшны — пьянство, кураж и лихачество остаются главными причинами аварийности.

Искоренить этот дорожный беспредел в правительстве намерены с помощью новой Стратегии безопасности дорожного движения, которую утвердил премьер-министр России. Ее сверхзадача — чтобы к 2030 году на российских дорогах не было ни одного ДТП со смертельным исходом. И для того чтобы этот фантастический сценарий стал реальностью, правительство планирует провести ряд глобальных реформ — в том числе в области подготовки водителей, процедуры техосмотра автомобилей, борьбы с пьянством за рулем.

Реализовывать новую стратегию планируют в два этапа. К «абсолютному нулю», как мы уже говорили, авторы документа намерены прийти лишь к 2030 году. А на первом этапе, рассчитанном до 2024-го, ставится задача менее амбициозная — не более 4 погибших на 100 тысяч населения. Для примера: сейчас этот показатель на российских дорогах оставляет 13 человек.

Если сравнивать с другими государствами, то в России на дорогах гибнут в пять раз больше людей, чем в Швеции, в 4,9 раза больше, чем в Великобритании, в 3,5 раза больше, чем в Германии. В документе особо отмечается экономический ущерб, который наносят дорожно-транспортные происшествия: это около 2% ВВП.

В самой стратегии проводится анализ ситуации на дорогах страны с 2007-го по 2016 год. За этот период в ДТП получили ранения 2,5 миллиона граждан, из которых 227 тысяч — дети в возрасте до 16 лет. Погибли в авариях 271 тысяча человек, включая 9 тысяч детей. Причем что касается последних, то две трети из них были пассажирами. То есть «будущее страны» погибает не под колесами, а в салонах автомобилей и автобусов.

Больше всего (85%) ДТП происходит по причине нарушения Правил дорожного движения именно водителями. Причем виновниками чаще оказываются те, кто получил права менее двух лет назад. Смертельную угрозу представляют и те, кто сел за руль подшофе. Количество нарушений ПДД водителями в состоянии опьянения за последние десять лет выросло в 1,8 раза.

Авторы стратегии обращают внимание и на рост количества наездов на пешеходов на переходах. За прошедшие годы число таких ДТП выросло вдвое. Более 40% погибших пешеходов — люди в возрасте от 55 и старше.

Согласно тексту стратегии, причиной смертельных ДТП является не только человеческий фактор, но и плохое качество дорог. Удельный вес аварий на разбитых трассах за те же 10 лет увеличился более чем в два раза.

Если смотреть по местам совершения ДТП, то наибольшее их количество, как ни странно, происходит не в городах-миллионниках, а в городах с численностью жителей от 250 тысяч человек.

Еще одна обозначенная болевая точка — рост количества ДТП с технически неисправными автомобилями.

Перечислять проблемы можно долго. Но как же предложено с ними бороться?

А вот тут самое интересное. Что конкретно правительство будет делать для того, чтобы снизить смертность на дорогах, не говорится. В кабмине обошлись общими фразами: изменить поведение участников дорожного движения, выработав у них «безусловное соблюдение норм и Правил дорожного движения», усовершенствовать дорожную инфраструктуру, отладить организационно-правовые механизмы допуска водителей-новичков.

Также обещают установить больше камер, предлагают формировать положительный имидж сотрудников ГАИ и негативный образ тех, кто нарушает ПДД и ведет себя на дороге агрессивно.

А вот теперь — стоп. Давайте разберемся. Есть желание отлучить от руля любителей горячительных напитков? Но, позвольте, еще в 2015 году в УК появилась статья, предусматривающая уголовное наказание за управление транспортным средством в нетрезвом виде. Помогло? Да, действительно, аварий с участием таких водителей стало меньше. Но они не исчезли совсем. По данным Госавтоинспекции, только за 10 месяцев прошлого года удалось выявить 534 тысячи таких случаев.

Ввели штраф за агрессивное вождение. И что? Разбалованные всевозможными поблажками со стороны Фемиды водители все равно продолжают совершать эти поступки безнаказанно. Вспомнить хотя бы скандально известную стритрейсершу, которая совершила более 70 нарушений…

Что же касается состояния российских дорог, то эта тема давно уже стала «притчей во языцех». Денег на их ремонт тратится много, а вот качество практически не улучшается. Ну сколько у нас в России трасс с качественным искусственным освещением, наличием карманов для аварийной остановки, безопасных и удобных переходов для пешеходов? Единицы.

Люди гибнут из-за отсутствия отбойников, ровного и хорошо очищенного дорожного полотна… Но слышал кто-нибудь о привлечении за это к ответственности?

Например, сложно представить себе езду по встречке на европейских шоссе. А у нас в России такое происходит повсеместно. Когда дороги плохо расчищены, автолюбители едут лоб в лоб или же посредине дороги, напряженно вглядываясь вперед, чтобы вовремя заметить другую машину и своевременно занять свою полосу, но иногда это не удается.

Что же касается порядка сдачи экзаменов для получения водительских прав, то и он уже ужесточен многократно и сильно подрос в цене. Но тем не менее «чайников» на дорогах меньше не стало.

Пересадить всех на новые машины, чтобы по дорогам не колесили «лохматки», — невозможно. Цены на автомобили, особенно на новые иномарки, сегодня достаточно высоки и для абсолютного большинства людей неподъемны. Да и не будет этого никогда! Ни в одной стране мира не ездят по дорогам только новенькие авто…

Хотя российская тенденция не радует: по данным аналитического агентства «Автостат», средний возраст легковых машин в России сейчас уже приблизился к 13 годам. И, по прогнозам экспертов, к 2020 году доля авто с пробегом старше 10 лет в нашей стране увеличится с нынешних 22 до 26,6%.

И каким образом новый имидж и высокое реноме сотрудников дорожной службы могут повлиять на статистику ДТП?

Так что цель стратегии хоть и благородная, но, увы, почти недостижимая. Как говорится, КПД, скорее всего, в прямом смысле окажется равно нулю.

Как полагают эксперты, все, что может ожидать водителей, так это снижение предельно допустимой скорости (на окраине города до 50, а в центре до 30 км/ч), увеличение количества камер, штрафы за малейшее нарушение и увеличение стоимости полиса ОСАГО.

Более бюджетный рецепт снижения смертности на дорогах предлагают пользователи Сети. Они считают, что надо просто запретить в России автомобили. Пусть народ ходит пешком — для здоровья полезно.

МЕЖДУ ТЕМ

Первыми подзаработать на стратегии, похоже, решили в Союзе автошкол. Они внесли на рассмотрение в ГИБДД следующее предложение — пусть все автолюбители, которые раз в десять лет меняют права, проходят переэкзаменовку на знание ПДД. В союзе выдвигают и весомый аргумент: основная масса автовладельцев сдавали теорию в те времена, когда не было столь серьезного контроля за автошколами и столь весомых изменений в Правила дорожного движения. А действительно? Засыпаться на теории вполне способен даже водитель со стажем. Это же сколько денег можно «поднять» как за сдачу им экзамена, так и за его переобучение?

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
авто пробегом объявления

Бесплатные объявления о продаже авто с пробегом